Одним из прототипов современного авто была и построенная французом Ленуаром в середине 19-го века автодвижущаяся повозка, работающая на светильном газе. Однако растущая добыча нефти способствовала появлению моторов, работающих сначала на бензине, а потом и на дизельном топливе (солярке).
Попытка реанимировать газовые двигатели была предпринята в начале прошлого столетия, дополнительным стимулом оказалась вторая мировая война. И только на рубеже нового тысячелетия интерес к переходу на газовое моторное топливо стал оформляться окончательно, в том числе и на уровне государств.
Количество газобалонных автомобилей в различных странах на 2010-й год
Страна Автомашины, тыс. шт. Пакистан 2 250 Бразилия 1 640 Индия 700 Италия 677 Китай 500 Колумбия 305 Украина 200 Египет 128 США 110 Россия 100
Причины растущей популярности газа:
- снижение стоимости пройденного километра;
- увеличение эксплуатационного ресурса двигателя;
- сокращение вредных выбросов в атмосферу.
Побочные недостатки:
- существенные затраты на переоборудование;
- уменьшение грузоподъемности из-за утяжеления машины;
- некоторое ухудшение динамики;
- усложнение холодного запуска зимой;
- вероятность неровной работы мотора;
- выше трудоемкость обслуживания.
Но самый большой минус — недостаточное число газовых АЗС. Россия, по сути, только присоединяется к мировому процессу газификации автотранспорта.
Возможен ли дизель на газу?
Вероятно, многих этот вопрос озадачит, поскольку установка ГБО (газобаллонного оборудования) обычно ассоциируется с карбюраторными бензиновыми движками. Однако никаких противопоказаний к тому, чтобы установить ГБО на дизельный двигатель, не существует, даже если на последнем имеется турбонаддув.
Основная трудность заключается в том, что дизельное топливо воспламеняется, нагреваясь от высокого давления в камере сжатия, а газ при сильном сжатии не загорается.
Проблема была решена еще советскими разработчиками. Они использовали для розжига смеси из воздуха и газа небольшую порцию солярки. Впервые перевод на газ дизельного двигателя был опробован на серийных КАМАЗах.
Методы установки ГБО
Существуют 2 способа перевода дизельного мотора на газ:
Под капотом — газодизель
Эта система сокращает расход дизтоплива наполовину (с использованием метана), или на треть — с пропаном. Установка на дизельный двигатель ГБО включает в себя следующие действия:
- Врезка дополнительных газовых форсунок. Место их расположения выбирают на впускном коллекторе ближе к ГБЦ;
- Для регулировки количества подаваемого газа применяют регулятор расхода (аттуатор). Его размещают между испарительным редуктором и форсунками. Управляется с помощью электронного блока управления (ЭБУ).
- Настройка упора регулировочной рейки ТНВД.
- Монтируют стандартное оборудование, одинаковое для всех двигателей, бензиновых или дизельных: баллоны, редуктор-испаритель, газовый электромагнитный клапан, трубопроводы.
- В кабине размещают кнопку переключения режимов работы дизеля: «газ-дизель».
Таким методом устанавливают ГБО даже на турбированный двигатель. Перевести на газовое оборудование дизельный двигатель можно на специализированном центре установки газового оборудования.
Предостережение: перевод дизеля на ГБО окупается на грузовых автомобилях при интенсивной эксплуатации. Владельцы легковушек с незначительным годовым пробегом экономии могут и не почувствовать.